Компетенции вместо знаний: Принят государственный стандарт базового среднего образования

Компетенции вместо знаний: Принят государственный стандарт базового среднего образования

Компетентностный подход к образованию, по экспертному мнению, призван готовить дешевую рабочую силу, дает набор умений, «который позволяет потом как-то устроиться в жизни». А на фоне падения уровня знаний, внимание общества приковано к языковым проблемам.

«Можно расценивать как дымовую завесу»

Кабинет министров Украины утвердил государственный стандарт базового среднего образования, который будет действовать с 2022 года. Основная цель постановления - обеспечить условия реализации педагогами Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» (НУШ).

Отметим, что реформа с аббревиатурой НУШ стартовала в 2017-2018 гг. Ее ключевая цель - создать школу, «в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни». Каждая из таких компетенций - это комбинация знаний, умений, навыков, образа мышления, а также взглядов и ценностей.

Считается, что в рамках одного школьного предмета ученики могут овладевать сразу несколькими компетенциями. Поэтому принятый ранее закон о среднем образовании закрепляет такое понятие, как интеграция предметов в средней школе.

Премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил: «Мы определяем 11 ключевых компетентностей, которые должны получить школьники. Среди них: свободное владение государственным языком, способность общаться на иностранных языках, математическая и технологическая компетентность, инновационность и открытость к новым идеям, предприимчивость и финансовая грамотность, способность учиться на протяжении жизни».

По словам премьера, документ устанавливает четкие ориентиры, по которым ученики будут получать знания, а родители смогут отслеживать «учебный прогресс своих детей».

Кроме компетенций, названных премьером, реформа НУШ предусматривает еще «культурную компетентность»; гражданские и социальные компетентности, «связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей».

Весной СМИ писали, что имелось не менее шести открытых обращений в Минобразования, Кабмин и Офис Президента с просьбами не допустить уничтожения литературного образования в школе. Дескать, в проекте Государственного стандарта базового среднего образования языково-литературная отрасль направлена исключительно на изучение языков.

Отметим, что обсуждение Госстандарта шло с середины прошлого года. В результате общественного обсуждения Минобразования указало зарубежную литературу «как составную часть языково-литературной отрасли».

Министерством были полностью учтены предложения общественности, касающиеся изучения украинского языка нацменьшинствами (уточнить требования и план по изучению украинского зыка представителями нацменьшинств). Частично удовлетворены предложения о ценностных ориентирах, о вариативности базового учебного плана и пр.

Директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко отмечала: «Перед глазами широкой общественности всего лишь небольшая и весьма очевидная часть проблемы – язык обучения, отношение к правам нацменьшинств. Именно эти аспекты больше всего обсуждаются. Хотя поводов для бурных дискуссий в законодательных новшествах предусмотрено гораздо больше».

Людмила Ващенко предположила, что это подобные действия «можно расценивать как обычную дымовую завесу».

«Для решения проблем в повседневной жизни»

Были обнародованы исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), согласно которым 25,9 % украинских подростков 15 лет не могут проанализировать прочитанное. Уровня базовых знаний в сфере естествознания нет у 26,4% школьников, а в области математики – у 36%. То есть 36% пятнадцатилетних школьников имеют проблемы с заданиями, где нужно использовать процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами.

В конце января Президент Владимир Зеленский подписал указ, объявивший 2020- 2021 учебный год «годом математики». Этот учебный год стартовал с 1 сентября. Отметим, что в указе так же речь шла не об уровне знания математики, а о «компетенциях», о формировании и развитии математической компетенции учащихся с учетом лучших отечественных и международных практик.

Еще два десятка лет назад судачили, что теория «ключевых компетенций», предназначена для детей мигрантов, и для малообеспеченных граждан стран Запада, доходов которых недостаточно для устройства детей в традиционную школу. Дескать, компетенции представляют собой «не более чем элементарную функциональную грамотность». «Обученный таким образом выпускник «должен, грубо говоря, знать, что надо ходить на выборы и голосовать, выбирать формы отдыха в соответствии со своими доходами и т.д». - писало издание АиФ № 22 23/11/2001г.

Сегодня пишут, что впервые образование, основанное на компетенциях (competence-basededucation), формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного в 1965 году американским лингвистом Ноамом Хомски (Массачусетский университет) понятием «компетенция» применительно к теории языка. Хомски пояснял, что проводит фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях).

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Применительно к педагогике даются различные определения, которые сходятся в понимании компетенции как способности справляться с различными задачами.

Так, математическая компетентность «предполагает способность развивать и применять математическое мышление для решения широкого спектра проблем в повседневной жизни».

Государственный стандарт базового среднего образования предусматривает, что ученик выделяет некие жизненные ситуации, которые могут быть разрешены математическими методами, «использует информационные технологии для поиска информации математического содержания» и т.п.

Еще в 2016 году Доктор педагогических наук Александр Спиваковский писал, что авторы проекта НУШ отсылали нас к опыту американской publіc school.

«Но там и не скрывают, что главное - не знания, а социализация. То есть человеку дают определенный набор умений и компетенций, который позволяет потом как-то устроиться в жизни. Стать, например, автослесарем, парикмахером и т. п. Потому что хороших менеджеров, программистов там учат совсем в других школах...При таких подходах качественное фундаментальное образование становится привилегией для избранных. А это фактически обрекает Украину всегда быть лишь территорией дешевой рабочей силы».

Александр Спиваковский писал, что реформа «является прямым путем к интеллектуальному разоружению нации». «В какую бы красивую обвертку ее ни заворачивали, ее реализация может привести к серьезному падению уровня и качества среднего образования», - отмечал он в газете «Голос Украины» от 20 декабря 2016 года.

ГолосUA

Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации

-
12:40
273
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие новости

Олег Синегубов – о ситуации на Харьковщине по состоянию на 21 декабря
Российские оккупанты наносили удары по Харькову и области: пострадали 8 человек, горели дома и предприятия.
Харьковчанин 1 день назад
В Харькове запустили автобус для помощи при обстреле
Автобус быстрого реагирования, созданный для оказания помощи пострадавшим в результате обстрелов, начал работу в Харькове.
Харьковчанин 1 день назад
Олег Синегубов – о ситуации на Харьковщине по состоянию на 20 декабря
Враг продолжает террор Харьковщины: в результате обстрелов и взрывов «Шахедов» и «Искандер-М» пострадали люди в Чугуевском, Ку
Харьковчанин 2 дня назад
На проспекте Жуковского на две недели запрещено движение транспорта
Движение транспорта на пр. Жуковского, на участке от дома №1 при движении в сторону ул. Астрономический, запрещен до 3 января.
Харьковчанин 3 дня назад
Олег Синегубов – о ситуации на Харьковщине по состоянию на 17 декабря
За прошедшие сутки оккупанты обстреляли Харьковщину, повредив 15 домов в Купянске и повлекши пожары. Погибли двое мужчин.
Харьковчанин 5 дней назад
Харьковчанин Евгений Бречко – обладатель Кубка мира по дефлимпийскому баскетболу
Игрок «Харьковских Соколов» Евгений Бречко в составе сборной Украины-1 завоевал золото на Кубке мира по баскетболу 3х3 среди спортсменов с
Харьковчанин 6 дней назад
Олег Синегубов – о ситуации на Харьковщине по состоянию на 16 декабря
Враг наносит удары по Харьковщине: ПВО сбила БПЛА в Златополе, ракета повредила спорткомплекс в Харькове, ранены в Купянском и Дергачах.
Харьковчанин 6 дней назад
Харьков получил трамваи из Чехии
Город-собрат Брно передало Харькову шесть трамваев, которые планируют адаптировать для местных путей.
Харьковчанин 7 дней назад
На спуске Карповском и улице Большой Гончаровской временно запретят движение транспорта
Движение транспорта на спуске Карповском, на участке от ул. Семинарской до ул. Большой Гончаровской и на ул.
Харьковчанин 10 дней назад