Компетенции вместо знаний: Принят государственный стандарт базового среднего образования

Компетенции вместо знаний: Принят государственный стандарт базового среднего образования

Компетентностный подход к образованию, по экспертному мнению, призван готовить дешевую рабочую силу, дает набор умений, «который позволяет потом как-то устроиться в жизни». А на фоне падения уровня знаний, внимание общества приковано к языковым проблемам.

«Можно расценивать как дымовую завесу»

Кабинет министров Украины утвердил государственный стандарт базового среднего образования, который будет действовать с 2022 года. Основная цель постановления - обеспечить условия реализации педагогами Концепции реализации государственной политики в сфере реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа» (НУШ).

Отметим, что реформа с аббревиатурой НУШ стартовала в 2017-2018 гг. Ее ключевая цель - создать школу, «в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни». Каждая из таких компетенций - это комбинация знаний, умений, навыков, образа мышления, а также взглядов и ценностей.

Считается, что в рамках одного школьного предмета ученики могут овладевать сразу несколькими компетенциями. Поэтому принятый ранее закон о среднем образовании закрепляет такое понятие, как интеграция предметов в средней школе.

Премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил: «Мы определяем 11 ключевых компетентностей, которые должны получить школьники. Среди них: свободное владение государственным языком, способность общаться на иностранных языках, математическая и технологическая компетентность, инновационность и открытость к новым идеям, предприимчивость и финансовая грамотность, способность учиться на протяжении жизни».

По словам премьера, документ устанавливает четкие ориентиры, по которым ученики будут получать знания, а родители смогут отслеживать «учебный прогресс своих детей».

Кроме компетенций, названных премьером, реформа НУШ предусматривает еще «культурную компетентность»; гражданские и социальные компетентности, «связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей».

Весной СМИ писали, что имелось не менее шести открытых обращений в Минобразования, Кабмин и Офис Президента с просьбами не допустить уничтожения литературного образования в школе. Дескать, в проекте Государственного стандарта базового среднего образования языково-литературная отрасль направлена исключительно на изучение языков.

Отметим, что обсуждение Госстандарта шло с середины прошлого года. В результате общественного обсуждения Минобразования указало зарубежную литературу «как составную часть языково-литературной отрасли».

Министерством были полностью учтены предложения общественности, касающиеся изучения украинского языка нацменьшинствами (уточнить требования и план по изучению украинского зыка представителями нацменьшинств). Частично удовлетворены предложения о ценностных ориентирах, о вариативности базового учебного плана и пр.

Директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко отмечала: «Перед глазами широкой общественности всего лишь небольшая и весьма очевидная часть проблемы – язык обучения, отношение к правам нацменьшинств. Именно эти аспекты больше всего обсуждаются. Хотя поводов для бурных дискуссий в законодательных новшествах предусмотрено гораздо больше».

Людмила Ващенко предположила, что это подобные действия «можно расценивать как обычную дымовую завесу».

«Для решения проблем в повседневной жизни»

Были обнародованы исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), согласно которым 25,9 % украинских подростков 15 лет не могут проанализировать прочитанное. Уровня базовых знаний в сфере естествознания нет у 26,4% школьников, а в области математики – у 36%. То есть 36% пятнадцатилетних школьников имеют проблемы с заданиями, где нужно использовать процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами.

В конце января Президент Владимир Зеленский подписал указ, объявивший 2020- 2021 учебный год «годом математики». Этот учебный год стартовал с 1 сентября. Отметим, что в указе так же речь шла не об уровне знания математики, а о «компетенциях», о формировании и развитии математической компетенции учащихся с учетом лучших отечественных и международных практик.

Еще два десятка лет назад судачили, что теория «ключевых компетенций», предназначена для детей мигрантов, и для малообеспеченных граждан стран Запада, доходов которых недостаточно для устройства детей в традиционную школу. Дескать, компетенции представляют собой «не более чем элементарную функциональную грамотность». «Обученный таким образом выпускник «должен, грубо говоря, знать, что надо ходить на выборы и голосовать, выбирать формы отдыха в соответствии со своими доходами и т.д». - писало издание АиФ № 22 23/11/2001г.

Сегодня пишут, что впервые образование, основанное на компетенциях (competence-basededucation), формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного в 1965 году американским лингвистом Ноамом Хомски (Массачусетский университет) понятием «компетенция» применительно к теории языка. Хомски пояснял, что проводит фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях).

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Применительно к педагогике даются различные определения, которые сходятся в понимании компетенции как способности справляться с различными задачами.

Так, математическая компетентность «предполагает способность развивать и применять математическое мышление для решения широкого спектра проблем в повседневной жизни».

Государственный стандарт базового среднего образования предусматривает, что ученик выделяет некие жизненные ситуации, которые могут быть разрешены математическими методами, «использует информационные технологии для поиска информации математического содержания» и т.п.

Еще в 2016 году Доктор педагогических наук Александр Спиваковский писал, что авторы проекта НУШ отсылали нас к опыту американской publіc school.

«Но там и не скрывают, что главное - не знания, а социализация. То есть человеку дают определенный набор умений и компетенций, который позволяет потом как-то устроиться в жизни. Стать, например, автослесарем, парикмахером и т. п. Потому что хороших менеджеров, программистов там учат совсем в других школах...При таких подходах качественное фундаментальное образование становится привилегией для избранных. А это фактически обрекает Украину всегда быть лишь территорией дешевой рабочей силы».

Александр Спиваковский писал, что реформа «является прямым путем к интеллектуальному разоружению нации». «В какую бы красивую обвертку ее ни заворачивали, ее реализация может привести к серьезному падению уровня и качества среднего образования», - отмечал он в газете «Голос Украины» от 20 декабря 2016 года.

ГолосUA

Зараз все найоперативніше в нашому Telegram-каналі. Підписуйтесь, щоб знати найважливішу інформацію

-
12:40
272
Немає коментарів. Ваш буде першим!
Завантаження...

Інші новини

Олег Синєгубов – про ситуацію на Харківщині станом на 21 грудня
Російські окупанти завдавали ударів по Харкову та області: постраждали 8 людей, горіли будинки й підприємства.
Харьковчанин 1 день тому
У Харкові запустили автобус для допомоги під час обстрілів
​Автобус швидкого реагування, створений для надання допомоги постраждалим внаслідок обстрілів, почав роботу у Харкові.
Харьковчанин 1 день тому
Олег Синєгубов – про ситуацію на Харківщині станом на 20 грудня
Ворог продовжує терор Харківщини: унаслідок обстрілів і вибухів «Шахедів» та «Іскандер-М» постраждали люди в Чугуївському, Куп
Харьковчанин 2 дні тому
На проспекті Жуковського на два тижні заборонений рух транспорту
​Рух транспорту на пр. Жуковського, на ділянці від будинку №1 при русі у бік вул. Астрономічної, заборонений до 3 січня.
Харьковчанин 3 дні тому
Олег Синєгубов – про ситуацію на Харківщині станом на 17 грудня
Минулої доби окупанти обстріляли Харківщину, пошкодивши 15 будинків у Куп'янську та спричинивши пожежі. Загинули двоє чоловіків.
Харьковчанин 5 днів тому
Харків'янин Євгеній Бречко - володар Кубка світу з дефлімпійського баскетболу
Гравець «Харківських Соколів» Євгеній Бречко у складі збірної України-1 виборов золото на Кубку світу з баскетболу 3х3 серед спортсменів з
Харьковчанин 6 днів тому
Олег Синєгубов – про ситуацію на Харківщині станом на 16 грудня
Ворог завдає ударів по Харківщині: ППО збила БПЛА в Златополі, ракета пошкодила спорткомплекс у Харкові, є поранені в Куп'янському та Дергачах.
Харьковчанин 6 днів тому
Харків отримав трамваї з Чехії
Місто-побратим Брно передало Харкову шість трамваїв, які планують адаптувати для місцевих колій.
Харьковчанин 7 днів тому
На узвозі Карпівському та вулиці Великій Гончарівській тимчасово заборонять рух транспорту
Рух транспорту на узвозі Карпівському, на ділянці від вул. Семінарської до вул. Великої Гончарівської, та на вул.
Харьковчанин 9 днів тому