Харків Мій Дім

Ползучая политическая централизация. Режут по живому

Вице-премьер-министр Украины Денис Шмыгаль уверен, что первый этап начатой административно-территориальной реформы в Украине будет завершен в последний день этого года. Однако, за три десятилетия существования страны, у наших граждан выработался стойкий иммунитет к подобным преобразованиям, исходящим сверху. По опыту большинство людей знают, что любая политическая или экономическая модернизация, начатая в Украине, всегда заканчивается для них плохо, или, вообще, не доводится до конца.

Реформы по подсказке ЕС

Анонсированная еще в начале 2000-х годов реформа децентрализации, похоже, вошла в свою конечную фазу. 12 июня на внеочередном заседании Кабинет министров утвердил законопроект с новым административно-территориальным устройством Украины, а также новыми границами районов. В новом списке теперь фигурирует только 129 районов, вместо 490, которые существуют сейчас. Даже, при грубом подсчете видно, что более чем в три раза сократится количество территориальных образований, созданных еще в период СССР. При подготовке топографических карт, с указанием новых границ районов, Кабмин ссылался на утвержденные Номенклатуры территориальных единиц NUTS-3 Европейского союза. В этих документах вся территория Европы для удобства поделена на три уровня, каждый из которых имеет свой код.

Напомним, законопроект предлагает установить трехуровневую систему административно-территориального устройства Украины — региональный уровень (АР Крым, области), субрегиональный уровень (районы) и базовый уровень — общины, в состав которых входят один или несколько населенных пунктов.

По мере укрупнения районов, изменятся и границы населенных пунктов и объединенных территориальных общин. Сократится количество местных органов власти, предусматривается избрание старост в селах и населенных пунктах, которые предлагаются присоединить к большим городам, а также реорганизуется система военкоматов.

Людей не слышат

Административно-территориальным устройством Украины занимались и в далекие уже советские годы. Самые серьезные изменения произошли в конце 1954 года, когда у власти был Никита Хрущев. Тогда в честь трехсотлетия воссоединения Украины и России в состав Украинской ССР вошла Крымская область России, а на базе Киевской, Полтавской и Кировоградской областей появилась новая Черкасская область.

Тогда при разделении областей и районов мало кто заботился о демографических, ментальных или исторических нюансах. Резали «на глаз». Искусственное и не всегда внимательное деление областей привело к тому, что сейчас часть районов той же Черкасской области находятся на одном берегу Днепра, другая часть — на противоположной стороне реки.

Например, из 30 районов, которые существовали в 50-х годах в Черкасской области, в период независимости их стало на 10 меньше. После начала административно-территориальной реформы их останется только четыре. И все решения по поводу, какому городу быть райцентром, а какой должен исчезнуть с лица земли, нынешней властью принимаются без участия людей, проживающих на этой территории. А вот в Киевской области вместо 25 районов планируют создать только шесть.

К примеру, построенная в советское время школа в небольшом селе была рассчитана на 300 учеников. Но, поскольку в период независимости многие молодые люди покинули дома, теперь в таких школах учится всего 30 детей или того меньше. Понятно, что ни одному жителю этого села не хочется, чтобы школу закрыли. Поэтому ее существование всячески пока поддерживается из бюджетных средств, которые постоянно уменьшаются. Поэтому, содержать такую школу, требует много усилий и это, как показывает практика, не приносит результата. То же самое можно сказать и о сельских больницах, библиотеках или клубах.

А еще люди опасаются, что с укрупнением районов, расстояния, которые необходимо преодолеть, чтобы добраться до органов власти, решить свои бытовые нужды, увеличатся в разы. При этом, транспортные проблемы, которыми иногда занималась местная власть, теперь решать будет некому.

Уже сегодня десятки общин оспаривают реформу в судах и хотят добиться правосудия, ведь на сегодня уже полностью разрушена вся система районных судов, а по какому принципу будет сформирована новая, никто еще не знает. Взять хотя бы Киев, где хотят совместить Голосеевский и Печерский суды, или, к примеру, Львовскую область, где решили объединить три суда области, расстояние между которыми через горы составляет 200 км. У судьи этот путь может занять целый день, а что уже говорить о простых людях? На это вопрос пока не получен вразумительный ответ.

Ломать — не строить

Только за последние 10 лет с карты Украины исчезло 268 населенных пунктов. Например, на Кировоградщине за последние четыре года исчезли 9 сел. А в Черниговской области ситуация вообще катастрофическая. Демографы прогнозирует, что если тенденция к вымиранию и миграции населения продолжится, то через 50 лет область вообще исчезнет с карты Украины.

Эксперты считают, что тотальное сокращение районов в Украине приведет к печальным последствиям: уволят тысячи полицейских, врачей и учителей, рабочие места потеряют сотни тысяч людей. Все эти действия в скором времени могут вылиться в недовольство и возмущение миллионов граждан.

Протестует уже относительно административно-территориальной реформы в Украине и парламент Болгарии, который выразил Киеву свое решительное несогласие. Так Болградский район Одесской области — целостную болгарскую общину, где проживает около 300 тысяч болгар, согласно проводимой реформе, хотят раздробить на пять независимых административных частей. И опять, при этом, при принятии этого решения, столичные власти не захотели даже встретиться с местными ОТГ и выслушать их. Глава болгарской национально-культурной автономии Иван Абажер считает, чтоБолгария должна взять пример с Венгрии, которая каждый раз встает на сторону своих соотечественников, живущих на Западной Украине, когда киевские власти ущемляют их права.

Передел власти

Под соусом продолжения реформы власть пыталась закрепить в основном законе очень опасные нормы. Но, благодаря пристальному вниманию общественности и критике международных партнеров, пока протащить их не удалось.

Наибольшей опасностью среди этих норм можно считать, так называемых префектов — представителей президента, которые должны контролировать органы местного самоуправления. А в отдельных случаях — инициировать их освобождение. Несмотря на то, что местные рады избирают жители, префект фактически, нивелировал бы их самостоятельность и поставил бы под контроль со стороны администрации Президента. И тем самым, мог стать мощнейшим рычагом влияния на местах.

Таким образом, в случае реализации данного плана мы могли бы получить совершенно иную политическую карту страны, где старые местные элиты были бы вынуждены постоянно торговаться с Киевом, во многом уступая свои позиции. А это значит, что фактически под лозунгом экономической децентрализации идет обратный процесс ползучей политической централизации.

Геннадий Назаров

17:50