Новая концепция начального образования от МОН вызвала возмущение и тревогу педагогической общественн
Новая концепция начального образования, разработанная Министерством образования (МОН) и Институтом педагогики НАПН Украины, вызвала возмущение и тревогу педагогической общественности.
Об этом директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко заявила в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«Предложенная МОН и Институтом педагогики НАПН Украины концепция начального образования, которая хотя и не опубликована на официальном сайте, но озвучена накануне Нового года, с тревогой и возмущением воспринята педагогической общественностью. Когда мы ведем речь о столь важных документах, то в первую очередь возникает вопрос: «Какая была необходимость в создании данной концепции?» Ведь известно, что авторы государственных стандартов по образованию в начальной школе буквально несколько лет назад получили государственную премию. Именно сегмент начального обучения украинская педагогическая и научная общественность позиционировала как самый прогрессивный и сильный в общей системе образования. Но появляется совершенно новый документ, который вызывает недоумение даже с точки зрения отдельных определений и формулировок. Очевидно, авторы предложенной концепции и есть те новые лица современной политики, которые имеют амбиции произвести «революцию в образовании». Но при этом не владеют знаниями в области разработки образовательных стандартов, не задумываются о закономерностях развития школьника, что очень опасно», - подчеркнула Л.Ващенко.
По словам руководителя Центра экспертизы образовательных реформ, прежде всего, необходимо понять именно мотивацию появления новой концепции.
«В концепции, в части основных проблем констатируется ухудшение здоровья младших школьников, снижение интереса к обучению. Авторы поясняют это недостаточным эргономическим режимом учебно-воспитательного процесса и чрезмерной нагрузкой. Но эргономика – это вопрос компетенции директора школа, руководителя управления образования районной администрации, управления образования горсовета, которые непосредственно обязаны обеспечивать условия для обучения младших школьников. А что касается нагрузки на учеников, то это компетенция также учителя и директора, которые регулируют процессы через режим обучения (учебное расписание), формы и методику преподавания. Но при чем здесь содержание образования?», - отметила Людмила Ващенко.
Руководитель Центра экспертизы образовательных реформ добавила, что еще одна так называемая обозначенная «причина» появления новой концепции, а именно «недостаточное научное обоснование и отсутствие экспериментальной проверки государственных стандартов начальной школы» не выдерживает никакой критики.
«Мотивация авторов новой концепции носит не конструктивный, а, скорее, политический характер. Налицо стремление убрать одних лиц из системы образования и привести на их места других. Разрушительный характер Концепции проявляется и в том, что ее внедрение будет сопровождаться большими сокращениями учителей», - сказала доктор педагогических наук.
Как ранее заявила в комментарии ГолосUA Людмила Ващенко, в проекте Концепции начального образования от МОН в учебном плане отсутствуют художественно-эстетические дисциплины, являющиеся основой формирования личности.
«В то же время предлагается еще 5 так называемых учебных воспитательных занятий в неделю. Как видим, согласно данному учебному плану, каждый день у 9-10-летнего ребенка будет 6 уроков. А ведь авторы концепции якобы критиковали своих предшественников за чрезмерную нагрузку учеников. Предложенный МОН и Институтом педагогики НАПН Украины учебный план не выдерживает никакой критики. Абсурдность концепции не может не вызывать возражений», - сказала профессор. Л.Ващенко добавила, что, согласно проекту Концепции, всех родителей первоклассников ждут и другие большие перемены.
«Дети старшего дошкольного возраста должны обязательно пройти подготовку по базовому компоненту дошкольного образования. Данное положение не вызывает сомнения в том, что ребенка действительно нужно подготовить к обучению как к труду. Другой вопрос – где такую подготовку нужно пройти: в учебных заведениях, клубах или семье? Смогут ли они обеспечить подготовку ребенка по базовой программе дошкольного образования? И как будет определять школа качество такой подготовки? Очень беспокоит вопрос приема в первый класс. Отмечается, что это будет осуществляться по результатам психолого-педагогического обследования. Почему надо обследовать ребенка на предмет того, может он ходить в школу или нет? Есть медики, которые лучше владеют вопросами физиологии, и только врач может сказать, готов ли ребенок к школе. Временная школьная комиссия, которая будет проверять каждого ребенка на предмет противопоказаний - это дикий анахронизм и желание узаконить негативную практику отбора детей по статусному признаку их родителей. Идея введения такого правила говорит или о некомпетентности авторов концепции, или о желании узаконить механизм коррупции в школы», - сказала директор Центра экспертизы образовательных реформ.
Она отметила, что разделять 6-летних и 7-летних детей в разные классы для так называемого «выравнивания стартовых позиций первоклассников», что предлагается новой концепцией от МОН, является неприемлемым, и это, по ее мнению, очевидно.
«Настоящие ученые и практики давно уже пришли к такому выводу. Нельзя разделять детей одного класса по возрастной шкале. Дети 6 и 7 лет, одновременно пришедшие в школу, должны учиться в одном классе, по одной программе», - прокомментировала доктор педагогических наук.