«Настоящая Америка»: Неравенство и американский ребенок
Уже давно признано, что дети представляют собой особую группу. Они не выбирают своих родителей, не говоря уже об условиях, в которых рождаются. Они не имеют тех же возможностей, что и взрослые, чтобы защитить или позаботиться о себе. Вот почему Лига Наций приняла Женевскую декларацию о правах ребенка в 1924 году, и почему международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребенка в 1989-м.
К сожалению, Соединенные Штаты не выполняют свои обязательства. На самом деле они даже не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Хотя среднестатистическое американское детство не может быть худшим в мире, несоответствие между богатством страны и состоянием ее детей не имеет себе равных. Благополучие 14,5% американского населения в целом оставляет желать лучшего, но 19,9% детей — около 15 миллионов человек — живут в бедности. Среди развитых стран только Румыния имеет более высокий уровень детской бедности. Для некоторых групп ситуация гораздо хуже: более 38% темнокожих детей и 30% испаноязычных являются бедными.
США в настоящее время имеют наименьшее равенство возможностей, чем в любой развитой стране. В самые элитные университеты страны, например, попадают только около 9% студентов из нижней части населения, в то время как 74% приходят из верхней четверти.
Такие штаты, как Калифорния, тратят на тюрьмы примерно столько же, сколько и на высшее образование, а иногда и больше.
Без компенсационных мер — в том числе дошкольного образования, в идеале, начиная с самого раннего возраста — неравные возможности переходят в неравные пожизненные результаты к моменту достижения детьми 5-летнего возраста. Это должно стать стимулом для политических действий.
Правильные политики могут обратить вспять эти разрушительные тенденции, и можно назвать несколько мер — усиление системы социальной защиты, прогрессивное налогообложение и более эффективное регулирование (особенно в финансовом секторе).
Джозеф Стиглиц